Требования к курсовым и дипломным работам

Отчеты по разделам большого практикума

Отчеты по разделам большого практикума сдаются после окончания каждого раздела практикума преподавателям, ведущим этот раздел. В отчете должны быть описаны освоенные студентом методы исследования, а также результаты, полученные в ходе выполнения работы. На первых разделах практикума, в основном посвященных овладению теми или иными методами, трудно придерживаться традиционных способов представления результатов. Тем не менее, стоит по возможности придерживаться следующего плана изложения. На титульной странице работы указываются: 1) фамилия, имя и отчество автора; 2) название работы; 3) фамилия и инициалы руководителя (преподавателя); 4) дата представления работы.

Работа должна содержать следующие разделы:

  1. Оглавление;
  2. Список сокращений;
  3. Краткое введение, с описанием исследуемого объекта (белка, фермента, цепочки исследуемых реакций и т.д.). В этом разделе должны быть указаны использованные студентом источники информации (главы учебника, обзоры, диссертации, дипломные работы, оригинальные статьи);
  4. Четко сформулированные цели и задачи работы. На изложение этого раздела следует обратить особое внимание. Непосвященный читатель должен легко понять, с какой целью проводилось данное исследование;
  5. Методы (краткое и четкое описание всех использованных методических приемов с изложением принципов, лежащих в их основе);
  6. Результаты исследования (На первых разделах практикума бывает трудно разделить методы исследования и результаты, полученные с их помощью. Поэтому разделы 5 и 6 могут быть объединены);
  7. Выводы;
  8. Cписок использованной литературы (способ цитирования и правила оформления списка литературы приводятся в приложении).

Курсовая работа

Курсовая работа выполняется студентами 4-го курса в течение VIII семестра в рамках программы "Большого практикума". В качестве курсовой работы представляется одна из задач большого практикума или отчет студента IV курса о работе, выполненной в научной группе. Работа, оформленная в соответствии с принятыми правилами (см. ниже) и подписанная руководителем, представляется секретарю кафедры по учебным вопросам не позднее, чем за 2 дня до ее защиты на заседании кафедры. Вместе с курсовой работой студент сдает рабочий (е) лабораторный (е) журнал (ы), содержащий материалы всех проведенных им работ с оценкой (по 5-бальной системе) и подписью преподавателя. Защита курсовой работы проходит на специальном заседании кафедры, где студент представляет свою работу в виде краткого устного сообщения (10 мин), за которым следует короткое обсуждения (5 мин). Присутствие руководителя курсовой работы на защите обязательно.

Оценка курсовой работы проводится комиссией из трех преподавателей и/или сотрудников кафедры при этом каждая студенческая работа рецензируется как минимум одним членом комиссии.

При оценке курсовой работы комиссия руководствуется:

  1. Оценкой содержания и оформления собственно курсовой работы
  2. Оценкой содержания и формы представления устного сообщения на заседании кафедры
  3. Оценкой руководителя
  4. Оценкой за ведение лабораторного журнала (по разделу практикума, выбранного в качестве курсовой работы)

Ведение лабораторного журнала

Лабораторный журнал "Большого практикума" служит основным документом, позволяющим оценить работу студента. Кроме того, журнал - основа для обучения студента профессионально грамотному представлению результатов научной работы. Основное требование к журналу состоит в том, чтобы посторонний читатель мог не только понять цели и задачи работы студента, но и воспроизвести любой описанный в журнале эксперимент. Именно этим требованием должен руководствоваться студент при ведении лабораторного журнала. Систематическая проверка и указания студенту по ведению лабораторного журнала является одной из главных обязанностей преподавателя. Конкретную форму ведения записей в журнале выбирает сам студент, руководствуясь советами преподавателя; однако основное требование - ясность изложения и возможность воспроизвести по записи любой описанный эксперимент - должно быть выполнено независимо от индивидуальных особенностей студента (почерк, умение рисовать и т. д.).

Результаты того или иного эксперимента, вошедшего в качестве иллюстраций или таблиц в курсовую работу, должны быть легко найдены в лабораторном журнале. Рекомендуется пользоваться в качестве журнала толстыми тетрадями стандартного формата (~20 х 30 см). Рекомендуется использовать правую страницу лабораторного журнала для записи текущей работы, формулировки задач и выводов. На левой стороне ведутся расчеты, размещаются полученные результаты в виде записей самописца, высушенных гелей, построенных графиков и располагается другая вспомогательная информация.

Оформление курсовой работы

Объем курсовой работы не регламентируется, однако, как правило, он бывает не меньше 15-20 страниц машинописного текста. На титульной странице работы указываются:

  1. фамилия, имя и отчество автора;
  2. название работы;
  3. фамилия и инициалы руководителя (преподавателя);
  4. дата представления работы;
  5. подписи автора и преподавателя (с оценкой работы).

Работа должна содержать следующие разделы:

  1. Оглавление;
  2. Список сокращений;
  3. Сведения об объекте исследования

    Здесь сознательно не употребляется привычное "Обзор литературы"; от студента, защищающего курсовую работу, не требуется исчерпывающее знание всех оригинальных работ по решаемой им задаче. Тем не менее, в этом разделе должны быть указаны все использованные им источники информации (главы учебника, обзоры, диссертации, дипломные работы, оригинальные статьи);

  4. Четко сформулированные цели и задачи работы (~0,5 стр.)

    На изложение этого раздела следует обратить особое внимание. Непосвященный читатель должен легко понять, с какой целью проводилось данное исследование;

  5. Методы (краткое и четкое описание всех использованных методических приемов с изложением принципов, лежащих в их основе);
  6. Результаты исследования и их краткое обсуждение (результаты и обсуждение могут быть представлены либо в виде отдельных разделов, либо в виде одного единого раздела);
  7. Выводы;
  8. Список использованной литературы (способ цитирования и правила оформления списка литературы приводятся в приложении).

Необходимо иметь в виду, что курсовая работа - первое, оформленное для постороннего читателя самостоятельное научное исследование студента. Автор работы и его руководитель должны следить за неукоснительным соблюдением общепринятых правил оформления рукописей, представления графического и табличного материалов, подписей к рисункам, принятых сокращений, обозначений и пр.

Работа должна быть написана грамотным научным языком без излишних усложнений, с тем, чтобы незнакомый с обсуждаемой проблемой читатель мог свободно сориентироваться в постановке задачи, выбранных путях ее решения, полученных результатах и обоснованности выводов. В связи с этим следует избегать излишних сокращений, жаргонных выражений, излишне усложненной лексики, даже если это приведет к некоторому увеличению объема работы.

Устное представление работы

Доклад студента на заседании кафедры целесообразно строить по плану, указанному в предыдущем разделе при этом на введение и формулировки цели исследования не следует отводить более чем 2-3 минут своего доклада. В оставшиеся 7-8 минут своего доклада студент излагает основные полученные им результаты. Эта часть доклада должна быть проиллюстрирована рисунками, схемами и таблицами. Однако не следует злоупотреблять количеством иллюстраций. Опыт показывает, что на каждую иллюстрацию следует уделить не менее 1-2 мин устного изложения. В противном случае слушатели не смогут воспринять предлагаемый им материал. Необходимо уделить особое внимание качеству представляемых иллюстраций (все оси и кривые на графиках должны быть четко обозначены, все колонки, и строки в таблицах также должны быть озаглавлены и подписаны). Крайне желательно, чтобы представляемые рисунки содержали подрисуночные подписи, а таблицы были бы не только озаглавлены, но и содержали информацию, необходимую для их понимания. Если это возможно, то на рисунках и таблицах следует указывать разброс измеряемых величин или достоверность обнаруженных различий.

Дипломная работа

Учебным планом кафедры предусматривается выполнение дипломной работы в течение 2-х семестров (IX и X семестры), которым предшествует летняя преддипломная практика (~13 недель). Предполагается, что за время преддипломной практики, как правило, студент знакомится с литературой по теме дипломной работы и осваивает (полностью или частично) методические приемы, необходимые ему в дальнейшем при выполнении работы. Систематический контроль над работой студента над литературой входит в обязанности руководителя. В начале IX семестра студент-дипломник представляет секретарю, кафедры по учебным вопросам отчет о преддипломной практике и делает устное сообщение о проделанной работе на одном из заседаний кафедры. Работа, оформленная в соответствии с принятыми правилами и подписанная руководителем, представляется секретарю кафедры по учебным вопросам не позднее, чем за 2 дня до ее защиты на заседании кафедры. Вместе с отчетом о преддипломной практике студент сдает рабочий (е) лабораторный (е) журнал (ы), содержащий материалы всех проведенных им работ с оценкой (по 5-бальной системе) и подписью преподавателя. Отчет о выполнении преддипломной практики проходит на специальном заседании кафедры, где студент представляет свою работу в виде краткого устного сообщения (10 мин), за которым следует короткое обсуждения (5 мин). Присутствие руководителя преддипломной практики на защите обязательно.

Отчет оценивается комиссией из трех сотрудников или преподавателей кафедры. При выставлении оценки комиссия руководствуется теми же критериями, что и при оценке курсовой работы (см. выше).

Оформление отчета о преддипломной практике

Отчет должен быть оформлен в соответствии с правилами для оформления курсовых работ. В отчете о преддипломной практике студент должен ясно и по возможности полно изложить предпосылки поставленной перед ним задачи и обосновать целесообразность будущего исследования. В связи с этим, рекомендуемая форма написания отчета следующая:

  1. Титульный лист (см. правила для оформления курсовой работы);
  2. Оглавление;
  3. Список сокращений;
  4. Введение (~1 стр.), в котором необходимо кратко изложить содержание предстоящей работы;
  5. Краткий обзор литературы, в котором следует изложить содержание и современное состояние проблемы со ссылками на первоисточники;
  6. Четкая формулировка цели и задач исследования;
  7. Описание использованных материалов и методов;
  8. Результаты экспериментальной работы и их обсуждение;
  9. Выводы;
  10. Список литературы.

Устный отчет о проделанной работе (10 мин - доклад, 5 мин - обсуждение) целесообразно строить по такому же плану.

В обязанность руководителя дипломной работы входит обучение студента работе с литературой (указание перечня журналов, где публикуются статьи по указанной теме, способы поиска необходимой информации по ключевым словам, по предметным и авторским указателям, составление базы данных.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Оформление рисунков.

Каждый рисунок должен быть пронумерован и сопровожден подписью, расположенной под рисунком. Оси рисунка должны быть четко обозначены и подписаны, каждая кривая должна быть либо пронумерована, либо обозначена соответствующими символами, описанными в подписи к рисунку. Если рисунок взят из какой-то статьи, учебника или иной литературы следует дать ссылку на этот оригинальный источник. Примеры часто встречающихся подписей к рисункам приведены ниже:

Рис. 1. Зависимость величины оптической плотности при 670 нм от содержания фосфата в пробе. Кривая 1, калибровочный график для определения фосфора по методу Самнера, кривая 2, калибровочный график для определения фосфора по методу Фиске и Суббароу.

Рис. 2. Определение содержания белка по методу Лоури. Представлена зависимость величины оптической плотности при 750 нм от содержания бычьего сывороточного альбумина в пробе.

Рис. 3. Профиль элюции белков с колонки ДЭАЭ-целлюлозы. На колонку (2.5 х 10 см), уравновешенную буфером А (20 мМ трис-HCl, рН 7,5), наносили 15 мл раствора белка. После промывания колонки буфером уравновешивания белки элюировали линейным градиентом (0-350 мМ NaCl) общим объемом 400 мл при скорости тока 2 мл/мин. 1 - оптическая плотность при 280 нм, 2 – ионная сила в mS/см.

Рис. 4. Анализ белкового состава фракций, полученных после ионообменной хроматографии на ДЭАЭ-целлюлозе. Представлена фотография (или скан) полиакриламидного геля после электрофореза в присутствии додецилсульфата натрия. Номера над дорожками соответствуют номерам фракций, указанных на рис.3. Указано положение белков-маркеров с молекулярными массами 91, 68, 43, 30 и 25 кДа. Положение рибофлавин-связывающего белка отмечено стрелкой.

Рис. 5. Скан тонкослойной хроматографии аминокислот на пластине «Фиксион». На дорожки 1 и 6 наносили стандартные смеси аминокислот (смесь А и смесь В), на дорожки 2-5 наносили смесь Arg, Lys и His при этом содержание каждой аминокислоты составляло 20, 30, 40 и 50 нмолей, соответственно.

Рис. 6. Кинетика окисления НАДН лактатдегидрогеназой. Показана зависимость оптической плотности при 340 нм от времени инкубации. Концентрация фермента составляла ХХХ , YYY, ZZZ мг/мл для кривых 1-3 соответственно.

Рис.7 Определение максимальной скорости ферментативной реакции и константы Михаэлиса по методу Лайнуивера-Берка в отсутствие (кривая 1) или в присутствии 2 мМ ингибитора (кривая 2).


Оформление таблиц.

Каждая таблица должна быть пронумерована и озаглавлена так, чтобы подпись к таблице располагалась над таблицей и чтобы каждая строка и каждый столбец были озаглавлены и содержали соответствующую информацию. На первых разделах большого практикума допустимо (а иногда даже желательно) дублировать информацию, представленную на рисунках, в виде таблиц. При оформлении курсовых и дипломных работ дублирование одной и той же информацию в виде рисунка и таблицы крайне нежелательно.


Цитирование и оформление списка литературы.

При оформлении курсовых работ и отчета о преддипломной практике возможно два способа цитирования.

Первый способ цитирования. Все ссылки приводятся в порядке цитирования и обозначаются цифрой в квадратных скобках, например [3] или [5-7].

Второй способ цитирования, так называемая Гарвардская система цитирования. В этом случае в тексте работы указывается фамилия автора и год выпуска цитируемого источника, например [Иванов, 1977]. Если авторов двое, то указываются обе фамилии, например [Cидоров, Петров, 1999]. Если авторов, больше, чем двое, то указывается первый автор, например, [Collins et al., 2003] или [Иванов и соавт., 1999]. При таком способе цитирования список литературы составляется в алфавитном порядке, причем сначала цитируются отечественные (русские), а затем иностранные источники (каждый раз в алфавитном порядке).

Вне зависимости от выбранного способа цитирования список литературы должен быть оформлен так, как показано на приведенных ниже примерах. При этом для каждого цитируемого источника следует указать фамилию и инициалы авторов, год издания (в круглых скобках), полное название цитируемой работы, название журнала (курсивом с использованием общепринятых сокращений названий журналов), том, первая и последняя страница цитируемой работы.

Примеры цитирования статей в журналах:

  1. Железная Л.А., Матвиенко Н.Н., Матвиенко Н.И. (1993) Изучение структуры и свойств супероксиддисмутазы. Биохимия, 58, 1315-1322.
  2. Оhtsube, K.I., Richardson, M. (1992) New approach for investigation of enzyme kinetics. Analyt. Biochem., 36, 457-460.


Примеры цитирования книг:

  1. Клесов А.А., Березин И.В. (1980) Ферментативный катализ, Изд-во МГУ, Москва. С.47-56.
  2. Forsht, A. (1985) Enzyme structure and mechanism, Academic Press, London. P 27-47.

Примеры цитирования глав (или статей) в книгах:

  1. Гендролис А.А., Серебрянников Н.В (1978) В кн. Простагландины (под ред. И.С.Ажгихина), Медицина, Москва, с. 332-347.
  2. Walsh, M.P. (1985) in Calcium and cell physiology (Martel, D. ed.) Springer-Verlag, Berlin, pp.170-203.

Пример цитирования диссертаций и дипломных работ:

  1. Гандельман О.А. (1992) Кинетика и механизм биолюминесцентного окисления люциферина светляков. Дисс. канд. хим. наук, МГУ.