Воспоминания Елены Бейер

После окончания школы я планировала поступать во 2-ой Московский медицинский институт, где был медико-биологический факультет с отделениями биохимии и биофизики.

Автор: Елена Бейер, 01.03.2024

Поскольку надо было сдавать вступительный экзамен по биологии, пришлось заняться углубленным изучением биологии и часто бывать на биофаке МГУ, который и переманил меня. Естественно, на биофаке уже выбор пал на кафедру биохимии животных, так как было желание заниматься чем-то связанным с областью медицины.

Дипломную работу мне довелось выполнять в Молекулярном корпусе под руководством тогда еще Милы (Людмилы Самуиловны) Хайловой. Среди старшекурсников ходили слухи, что Хайлова ужасно строга и требовательна, и кто-то из ее дипломников получил «тройку» за работу. Поэтому я шла на первую с ней встречу с некоторым волнением и даже страхом. Однако, когда мы начали работать, то все мои страхи и опасения развеялись, поскольку мне было очень интересно и комфортно работать в группе, руководимой Милой Хайловой. Я безмерно благодарна Миле, поскольку, будучи действительно очень требовательным и серьёзным молодым руководителем, она очень многому меня научила, в частности, планировать эксперимент, анализировать, описывать и оформлять результаты. Все это мне очень помогло в дальнейшей работе, и было оценено моими дальнейшими руководителями. Говоря о выполнении дипломной работы, нельзя не вспомнить моменты, связанные с получением грудной мышцы голубя, из которой выделяли ферментный препарат пируватдекарбоксилазы. На кафедру доставлялись огромные сетки с голубями, и наша группа занималась препарированием этих птиц. При этом основная и самая тяжелая работа по обезглавливанию голубей выполнялась Милой, которая, видимо, считала нас, дипломников, недостаточно сильными для таких действий, а возможно, просто жалела наши юные души. Вспоминая работу над дипломом невольно окунаюсь в ту замечательную атмосферу, которую создавали работавшие в нашей комнате всегда доброжелательная Валентина Сергеевна Гомазкова, вечно добро подшучивающий над нам, дипломниками, тогдашний аспирант Володя Муронец, а также и аспирантка из ГДР Рита Бернхардт, с которой мне через многие годы доводилось не раз встречаться на конференциях и в стенах Института, где я работала впоследствии. А это был Институт биологической и медицинской химии Академии медицинских наук СССР, в котором я работаю, и по сей день. Здесь полностью реализовалась моя юношеская мечта, поскольку моя работа была связана с изучением биохимических основ наследственных лизосомных болезней накопления и разработкой методов их пренатальной диагностики. Кроме того, этот Институт с современным названием ФГБНУ «Научно-исследовательский институт биомедицинской химии имени В.Н. Ореховича» является научной базой кафедры биохимии медико-биологического факультета 2-ого мединститута (теперь РНИМУ им. Н.И. Пирогова), куда я когда-то хотела поступать. В 2001 году я сменила работу в лаборатории на работу в Научно-организационном отделе, руководителем которого являюсь в настоящее время. Хотелось бы добавить, что оппонентом моей кандидатской диссертации в 1980 году была Наталья Константиновна Наградова, работающая в Межфакультетской лаборатории молекулярной биологии и биоорганической химии им. А. Н. Белозерского МГУ (Молекулярный корпус), а защита проходила в стенах ББА родного биофака, что придавало мне спокойствия и уверенности.